Онлайн-курсы – только для молодых?

Делимся опытом обучения студентов 45+
Принято считать, что обучать взрослых проще, чем детей, поскольку они более мотивированны и дисциплинированны. Однако многие исследователи уверены, что на самом деле люди старшего поколения испытывают больше трудностей, когда дело доходит до изучения новых навыков и профессий. Поэтому разработка эффективных и увлекательных программ является приоритетной задачей для многих образовательных платформ. Metro поговорило с Еленой Маховой, преподавателем и старшим продюсером-методистом направления «Профессии в образовании» Нетологии. Мы попросили Елену рассказать, с какими сложностями сталкиваются преподаватели и какими должны быть современные онлайн-курсы для взрослых студентов.
Одним из стоп-факторов на пути обучения в зрелом возрасте являются обычные страхи: не получится, буду выглядеть глупо среди молодых и так далее. Как с ними справиться?
Перемены в жизни – это всегда волнительно. Но в нашей практике много примеров, когда студенты кардинально меняли свою профессиональную сферу после 45 лет, и у них всё получалось. Буквально на прошлой неделе я общалась с выпускником, который много лет работал на должности финансиста, и вот в 45 лет решил стать продюсером. Ещё во время учёбы он прошёл стажировку и сразу устроился в компанию. Есть и другой необычный, но совершенно реальный случай: мужчина танцевал в балете, потом работал оперуполномоченным, а после наших курсов устроился техническим администратором. Или женщина-экономист в 50+ захотела стать методистом курсов. И это при том, что в начале она не могла самостоятельно подключиться к лекциям из-за слабого владения компьютером. К слову, у нас учатся и многодетные матери, некоторые даже рожают во время учёбы. Одна из таких женщин впоследствии стала моей коллегой. У каждого из нас свои преграды и страхи, нужно просто начать действовать, а ресурс на преодоление преград обязательно найдётся.

Елена Махова, преподаватель и старший продюсер-методист направления "Профессии в образовании" Нетологии.
36,8% студентов 45+ испытывают проблемы с технической составляющей
А как быть со страхом перед новыми технологиями? Многие люди старшего возраста не умеют работать с компьютером.
Действительно, нередко студентам 45+ нужна помощь в освоении технологий. Некоторые учащиеся не умеют пользоваться поисковиками. Чтобы помочь им адаптироваться, нужно объяснять, как подготовиться к обучению, с каких устройств можно заходить в систему, какое интернет-соединение использовать. Хорошая идея – провести вводный вебинар и рассказать, как работать с системой. Составить пошаговые инструкции с подробными скриншотами, как загружать домашние задания, подключаться к лекциям.
Самым популярным направлением для учащихся 45+ являются такие специальности как медицина и преподавание: их выбирают 17,9% студентов.
Какие в целом курсы сегодня выбирают студенты 45+?
Важно понимать, что на выбор курса влияет большое количество факторов: продолжительность обучения, стоимость, цели и запросы студента, программа курса, состав экспертов и многое другое. Если говорить о статистике в целом,
  • 28,4% учащихся выбирают курсы, которые помогают найти источник дополнительного заработка,
  • 19,3% проходят обучение с целью обрести новые знания и навыки в своей текущей профессии,
  • 18,3% повышают квалификацию по требованию работодателя.

При этом самым популярным направлением для учащихся 45+ являются такие специальности как медицина и преподавание: их выбирают 17,9% студентов. Интересно, что вторыми по популярности являются IT-курсы: ими интересуются 14,7% учащихся 45–65 лет. Также актуальны программы по продажам, обучению на производстве и маркетингу.
Правда ли, что взрослые студенты более мотивированны к обучению, чем дети?
Не совсем. С точки зрения нейрофизиологии мы вообще не запрограммированы к изменению: мозг стремится к стабильности и ленится перестраивать привычки. Ещё у нас есть так называемый поводок эпиталамуса, который отвечает за страх совершения ошибок. Отсюда возникает когнитивное сопротивление к обучению, перепады мотивации, прокрастинация.

Мы в Нетологии в таких случаях используем разные мотивационные фишки:

  • строим курсы таким образом, чтобы студенты шаг за шагом создавали свой проект, который станет подтверждением их квалификации. Так учащиеся лучше понимают ценность и цель обучения и идут к результату постепенно. Когда процесс разбит на понятные шаги, он уже не кажется страшным и сложным;
  • предлагаем стажировки, чтобы уже во время обучения студенты получили реальный опыт. Так можно побороть страх ошибки и растерянность, столкнувшись с подобными кейсами в работе
  • объясняем важность соблюдения дедлайнов, потому что они задают динамику обучения, и даём чёткие инструкции по прохождению курса. Если этого не сделать, студент будет проходить программу, как полосу препятствий с закрытыми глазами.

Мы не вводим жёсткие санкции за просроченный дедлайн и невыполненное задание. Нам гораздо важнее донести до студентов мысль, что мы проходим обучение вместе с ними, но не вместо них. Так мы чётко даём понять, что ответственность за результат лежит на их плечах.

Хвалите себя. Хорошие привычки, в том числе учебные, закрепляются, когда мы получаем награду.
Елена Махова
Есть какие-то лайфхаки для студентов в возрасте, которые бы помогли легко влиться в процесс?
Да.
  • Во-первых, поймите, зачем вам нужно обучение, чего вы хотите достичь, обоснуйте ценность.
  • Во-вторых, поддерживайте коммуникацию: не стесняйтесь задавать вопросы создателям, организаторам, преподавателям курсов.
  • В-третьих, хвалите себя. Хорошие привычки, в том числе учебные, закрепляются, когда мы получаем награду.
Старайтесь не откладывать её в долгий ящик: прошли урок, сделайте что-то приятное, чтобы закрепить результат. Кроме того, организуйте рабочее место и время, чтобы обучение проходило в спокойной обстановке и не на коленке, а также рефлексируйте, анализируйте путь, который вы уже прошли.
Чего больше всего опасаются студенты, когда начинают обучение?
Кто-то уже состоялся в другой профессии, поэтому ему страшно начинать с нуля. Некоторые в силу возраста боятся задать глупый вопрос. Другие стесняются обращаться за помощью потому, что в своё время им заложили в голову, что процесс образования должен быть мучительным. Многие испытывают сильный страх совершить ошибку.
Преподавателям и методистам нужно менять отношение к процессу обучения, чтобы студенты избавлялись от этих предрассудков. Доносить, что учебная среда безопасна, здесь не будут ругать за неправильные ответы. К примеру, проводить занятия, на которых нужно специально совершить ошибку, чтобы снять психологические барьеры.
Для того чтобы студентам было проще адаптироваться к учебному процессу, в Нетологии есть координаторы, которые осуществляют поддержку разного рода: организационную, моральную. Степень взаимодействия выстраивается индивидуально: кто-то не любит, когда ему предлагают помощь, кому-то, напротив, нужно поделиться мыслями, получить совет.

Начать действительно бывает сложно, но ещё сложнее продолжить. Часто такое случается, что студенты 45+ бросают обучение?
Такие случаи есть, но это всегда происходит по серьёзным причинам. Например, если человек перешёл в другую компанию, а курсы были нужны под конкретного работодателя. Некоторым студентам сложно адаптироваться к специфике онлайн-обучения.
  • Так, 44,8% учащихся отмечают, что им не всегда хватает личного контакта с преподавателем,
  • 36,8% испытывают проблемы с технической составляющей.
Но это вполне нормально, поскольку студентам 45+ сложнее даётся не только обучение, но и коммуникация в онлайне с преподавателями и студентами.
Среди других частых сложностей взрослых студентов это:

  • слабый контакт с сокурсниками (25,3%);
  • низкая самодисциплина и мотивация (18,2%);
  • большое количество незнакомых для них терминов (12,4%);

Некоторые не могут закончить обучение из-за проблем со здоровьем, например, плохого зрения и больной спины.

Какими навыками должен обладать преподаватель, который работает с людьми старшего возраста?
Нужно быть экспертом в своей сфере и обладать всеми сопутствующими жёсткими навыками. Желательно быть полностью погружённым в индустрию, чтобы делиться инсайтами, свежими кейсами и давать студентам практическую пользу. Ценность такого преподавателя возрастает в разы. Что касается гибких навыков, то это в первую очередь способность к непрерывному обучению. Сфера образования меняется очень быстро, кроме базовых методологических моделей появляются новые форматы и концепции, которые стоит брать на вооружение. Нужно быть максимально открытым в процессе обучения, чтобы чувствовать свою аудиторию. А ещё не паниковать, если не можете ответить на вопрос студента: это стимул изучить нововведения и обновить свои знания.
С какими сложностями сталкиваются преподаватели в обучении взрослых?
Нам нужно обосновать студенту ценность обучения. В наше время оно должно быть максимально ориентировано на практику. Курсы должны состоять из проектов и кейсов, которые впоследствии можно добавить в портфолио. Программу необходимо постоянно обновлять.
Согласно анализу LinkedIn, с 2015 года поменялось 25% профессиональных компетенций, и скорость этих изменений будет только расти.
Поэтому методисты и преподаватели каждый год меняют и перестраивают курсы, чтобы они отвечали требованиям рынка труда. Нужно учитывать опыт студентов. На курсы приходят люди с разным уровнем знаний: одним программа может показаться слишком простой, другим сложной. Поэтому у нас есть программы с нуля и курсы продвинутого уровня.
А на курсе «Методолог» в первые два модуля мы даём разные домашние задания для новичков и студентов с опытом, чтобы учитывать их уровень.


Елена Махова, преподаватель и старший продюсер-методист направления "Профессии в образовании" Нетологии.
В материале использованы фотографии предоставленные Еленой Маховой, а так же с сайта pxhere.com
Материал подготовлен при поддержке